Детройт почему заброшен. Обреченный Детройт: из «Города моторов» в город-призрак. Почему Детройт город-призрак

Сколько себя помню - мечтал побывать в Детройте. Побродить по всем этим прекрасным призрачно-заброшенным зданиям, вдохнуть воздух ушедшей эпохи. По иронии судьбы, именно с этого города началось моё большое знакомство с Соединёнными Штатами Америки.

Я испугался этого города разве что самую малость, потому что оказался в совершенно незнакомой стране, а ещё и вокруг пустые глазницы окон, граффити, полностью заброшенные кварталы. Но Детройт не настолько мёртв, и не настолько призрачен, как о нём принято судить. Уже потом, путешествуя по штатам и городам, я встречал куда более ужасные места в Америке, и вспоминал о Детройте с теплотой и нежностью. А сейчас я и вовсе скучаю по этому городу, там уютно и хорошо, несмотря на то, что вы увидите на фотографиях этого репортажа, верьте мне. А если захотите - читайте другие мои рассказы о "городе моторов", ссылки будут в конце.

1. Так началось моё первое утро в Америке. Вид из окна аппартаментов, где я остановился. На заднем плане Даунтаун, центр города. На переднем квартал, где я жил. Здесь была плотная застройка, но многие заброшенные дома снесли и засеяли травой. Остальные ещё смотрят на тебя пустыми окнами и ждут своей очереди.

2. Да, первое, что я сделал в Америке - поехал изучать заброшенный Детройт. Я посвятил этому целый день, а теперь посвящаю целый пост.


3. В Мидтауне (среднем городе) находится самая известная заброшенность Детройта - вокзал Мичиганский централ. Огромное грустное здание опустело в 1988-м году, и с тех пор только разрушалсь. Классическая картина - вынесли всё, остались только голые стены. Раньше сюда мог попасть любой, но год назад некая компания купила здание, огородила его колючей проволокой и начала реставрацию. Пока только на словах, работа не движется: чтобы вернуть к жизни такое огромное здание, нужен не один миллион долларов.

Там, у вокзала, я встретился с детройтчанином Джоном, который любит заброшенные места и согласился провести для меня экскурсию.

4. Первым делом мы отправились в заброшенную школу. Заброшки Детройта очень похожи на российские - везде свалка и разруха, разбито всё, что только можно: всё ценное давно вынесли, все металлы срезали.

5. В Америке много заброшенных мест, но там, обычно, внутри всё цело: либо они находятся так далеко, что вандалы туда не добираются, либо власти огородили пустующую недвижимость забором, лезть за которой - серьёзное преступление.

6. Эта школа не работает уже лет двадцать. Как рассказал Джон, бывавший здесь не раз, разграблять всё начали лет пять назад. Не удивительно, ведь с парадного хода в школу не попасть, мы лезли через котельную, местные гопники вход так легко не найдут.

7. Напоминаю, что кликнув на маленькую фотографию - у вас откроется большая!


8.

9. Парик учительницы вот сохранился!

10. Чем интересны заброшенные здания - можно посмотреть, из чего их строят. Джон рассказал, что уже несколько десятилетий здания школ и больниц в Америке строят из специальных пожаропрочных блоков.

11. Актовый зал. Здесь проходили капустники и выпускные!

12. На одной из лестниц валялись книги из библиотеке. Смотрите-ка, какую книжку я нашёл!

13. Соседняя школа со зданием - церковь. Конечно, тоже заброшенная. Входы заколочены, лезем дальше по коллектору!

14. Когда-то здесь стояли лавочки, как принято в католических храмах. Теперь, наверное, стоят у кого-то на заднем дворе.

15. Церковный потолок.

16. Так и вижу, как через эти двери каждое воскресенье заходили радостные принарядившиеся прихожане.

17.

19. Внезапно на полу - фашистская свастика! В Америке! В церкви!!!

20. Исповедальная комната. Надпись на фото справа: "Прости меня, что я согрешил".


21. Церковный гараж...

22. По дороге встретилась заброшенная гостиница. Решили туда заглянуть.

23. Но дальше первого этажа не пошли: наверху слышались звуки болгарки. Видимо, работали черметчики. Знакомиться с ними не очень хотелось.

24. Зато сохранился интерьер комнатки портье и старый виниловый проигрыватель.


25. Следующее здание - снова школа. Её мы нашли случайно, просто проезжая мимо. Эта школа оказалась намного интереснее предыдущей. Знакомьтесь, Redford High School. Это классическая американская школа, которые все мы видели в кино, но заброшенная!

26. Во внутреннем дворике всё заросло травой. На стенах - интересная традиция прошлых лет: каждый выпуск рисовал что-то на память о себе.

27. Школьный коридор с знаменитыми шкафчиками. И почему у нас таких никогда не делали?

28. Я уже писал о том, что в Америке очень много школьного и студенческого спорта. В этой школе базировалась некогда знаменитая футбольная комана "Хаски". "Редфордская высшая школа. Дом команды "Хаски"" Кто-то дописал маркером на плите - "бывший".

29. Школьная библиотека, где давали учебники.

30. Снова коридоры со шкафчиками.

31. Школьный бассейн.

32.

33. Спортивный зал. Весь пол засран птицами. К счастью, самих птичек не было: я их боюсь.

34. У спортзала есть круговой балкон, по которому можно бегать. Удобно.


35. Внутренний двор. Редфордская школа довольно большая, вмещала около трёх тысяч учеников! Она состоит из четырёх разных зданий, которые достраивались по необходимости. Все корпуса соединены друг с другом.

36. Снова коридоры...как же я мечтал о таком шкафчике, когда учился в школе!

37. Зашли в туалет. Кто и зачем громил писсуары?

38. Кабинеты тоже пустые, но шкафы сохранились...


39. Хотя все стёкла побиты. Видимо, ради удовольствия. Бить стёкла это круто, скажите мне?

41. Добрели до главного входа в школу. Здесь ничего не заколачивают досками, это не эстетично. Есть специальные вандалопрочные щиты.

42. Хотя если посмотрите на передний план этой карточки, поймёте, что настоящим мужикам эти щиты не помеха!

43. Заброшенный кафетерий. Обратите внимание на плакат, чёрная девушка здесь не случайно. Школа находится в районе, населённом афроамериканцами, это была "чёрная" школа.

44.

45. Переходим в самое старое крыло, оно было построено в двадцатые годы прошлого века. Здесь уже никаких шкафчиков.

46.

47. Зато на перекрёстках коридоров висят сферические зеркала. Как вы думаете, для чего они нужны?

48.

49. Ещё один актовый зал. Здесь, наверное, играли школьные спектакли.

50.

51.

53. Следующий объект - Дом Арнольда, бывший госпиталь, а заодно и дом престарелых. Разруха здесь жуткая!

54. Кто-то выкинул на улицу диван! А ведь вещь, на нём ещё можно спать!

55. Первый этаж затоплен.

56. Спилили всё, что можно было спилить, и унесли всё, что можно было унести.

57. Сестринский пост.

58. Среднюю температуру по палате уже никогда не узнать.

59. Осторожно, радиация!

60. Здесь были стеклянные стены.

62. Неприятное местечко мы покинули очень быстро.

63. Руины автомобильного завода Паккард. Была в своё время такая легендарная марка, которая даже в Советском Союзе одно время продавалась.

64. Паккардовский завод стал одной из жертв Детройтского кризиса, компания не удержалась на плаву. Сами автомобили Packard перестали выпускать ещё в пятидесятых, но завод работал до восьмидесятых и выпускал автомобили Студебеккер.

65. Внутри ничего интересного нет, к сожалению. Ну, как на АЗЛК сейчас:)

66. При желании, в Детройте можно найти заброшенное всё: вот куча грузовиков под мостом.

67.

68. А вот и разбитые "скорые" и "пожарные" автомобили.

69. Понятное дело, что вместе со всеми заводами, школами, больницами и церквями, забрасывалось и всё остальное: театры, музеи и так далее. Многие "знаменитые" в интернете заброшки, потрясавшие всех своей красотой и пустотой, уже не найти: город активно избавляется от следов запустения. В самом красивом театре, Michigan Theater, теперь сделали парковку, снеся половину интерьеров.

70. Стоят целые кварталы пустых домов, в которых никто не живёт.

71. Полиция старается не заезжать в такие места.


72. Есть целые улицы и кварталы с заброшенными частными домами.

73. А на этой улице дома уже снесли. Дорога, аккуратно высаженные деревья и пустые участки с травой смотрятся странно и страшно.

74.

75. Перекинутые через провода ботинки - очень плохой знак. Его оставляют банды, так помечая территории. Из таких районов лучше сматываться как можно быстрее.


76. А то могут приехать плохие парни.

77.

78.

79. Есть и заброшенные многоэтажки. Туда я решил не соваться, хоть крыша и сулила прекрасный вид сверху. Эти дома называют "праджектами", это социальное жильё, и даже когда они заселены - лучше не показываться в этих домах, тем более с фотоаппаратами. А так - идеальное пристанище для наркоманов. Они тоже любят красивый вид с крыши. Кстати, эти дома были построены в сороковые!!!

80. И вот мы с вами снова вернулись в Даунтаун, где тоже есть любопытные заброшки. Мы с Джоном залезли на крышу одного из небоскрёбов, башни Metropolitan Building.

81. Это здание тоже заброшено лет двадцать пять.

82. А построено оно было в тридцатые.


83.

84. Некоторые дома кажутся живыми, но на просвет оказывается видно, что все помещения давным-давно пусты.

85. Крыша Metropolitan building давно протекает, на верхних этажах очень мокро.

86. Лифты не работают, но удивительно, что их никто не украл.

87. А вообще, раньше это здание было элитным торговым центром, здесь располагались офисы многих ювелирных домов. Золотишком-с приторговывали!

88.

89. Следы былого величия можно встретить и сейчас.

90. Я показал вам самые злачные места города Детройта. Да, наверное это самый заброшенный из крупных городов Америки. Но он далеко не самый депрессивный, и не настолько уж мёртвый - почитайте другие мои рассказы о Детройте, ссылки ниже.

91. Детройт чем-то цепляет, и это совсем не заброшки. И я надеюсь, что следующей весной снова посещу свой "первый" американский город, хочу поехать на Детройтский автосалон. В-общем, из Детройта с любовью!


Давайте общаться больше!

Кроме ЖЖ, я также пишу в

Детройт (штат Мичиган) - большой город на севере США, расположенный на границе с Канадой. Основанный в 1701 году, это один из старейших городов Среднего Запада, имеющий всемирную славу, как автомобильная столица мира. Популярные прозвища Детройта: Мото Сити (Motor City) и Мотаун (Motown).

Население Детройта по оценкам на 2013 год составляло 688 тысяч человек. Это крупнейший город штата Мичиган и второй по размерам после Чикаго город на Среднем Западе США. Население городской агломерации, центром которой является Детройт, превышает 4,4 миллиона человек. Это 11-я по числу жителей городская агломерация в США. Стоит отметить, что население города продолжает стабильно сокращаться. В марте 2011 года мэром Детройта были озвучены данные, что в городе проживает около 750 тысяч человек, к 2013 году это число еще уменьшилось.



В 1701 году французский офицер Антуан Ломе де Ла Мот Кадиллак (Antoine Laumet de La Mothe, sieur de Cadillac) с небольшой командой основали поселение на берегу реки, соединяющей озеро Эри (Lake Erie) с озером Сент-Клэр (Lake Saint Clair). Эта река, получившая название «Детройт», являлась участком водного пути (пролива) между двумя Великими Озерами: Озером Гурон (Lake Huron) и Озером Эри. Собственно говоря, слово «Детройт» и означает по-французски «пролив». А поселение, основанное французами, получило название Форт Детройт. Выгодное расположение города в активно развивающемся регионе Великих Озер превратило Детройт в важный транспортный хаб. С 1830-х годов город испытывал стабильный рост промышленности, сопровождающийся ростом населения.

В 1899 году Генри Форд (Henry Ford) построил недалеко от Детройта автомобильный завод, а в 1903 основал Ford Motor Company. Первым внедрив конвейерную сборку, Форд наладил массовую сборку легендарного автомобиля «модель Т» (Model T). Этот доступный для американцев автомобиль продавался очень хорошо (всего было продано более 15 миллионов штук) и Форд со временем стала крупнейшей автомобильной компанией в США. Нововведения Форда быстро были внедрены и его конкурентами. Такие автомобильные компании как General Motors, Chrysler и American Motors также как и Ford, открыли в Детройте свои штаб-квартиры. Таким образом, очень быстро Детройт превратился в автомобильную столицу мира.

Растущая экономика, рабочие места привлекли в город десятки тысяч новых жителей. Среди них были как афроамериканцы с юга США, так и иммигранты из Европы. К 1930 году Детройт стал с 1,6 миллионами жителей 4-м по размеру городом в США. Во время Второй мировая войны промышленный бум продолжался. Всего за несколько военных лет в Детройт прибыло более 350 тысяч человек. Однако социальная напряженность в городе постоянно нарастала.

С 1950-х годов началось миграция жителей в пригороды. Этому способствовало множество факторов, главным из которых было нежелание людей с нормальным достатком жить в районах, населенными афроамериканцами и другими национальными и расовыми меньшинствами. Это схожее для многих больших городов США явление получило название «бегство белых» (white flight). К 1950 году численность горожан достигла исторического максимума (1,8 миллионов человек), но с тех пор непременно понижалась. Белые, уезжая в благоустроенные пригороды, «забирали» с собой и налоги, выплачиваемые в местную казну. Со временем четко обозначился замкнутый круг: «уезжающие из района жители - уменьшение налогооблагаемой базы - сокращение финансирования (дороги, школы, больницы) - уезжающие из района жители».


По состоянию на март 2011 года число жителей Детройта (около 750 тысяч человек) сократилось более чем в 2 раза по отношению к 1950 году. Еще в 2009 году число жителей превышало 900 тысяч. Городская экономика испытывает сильнейший финансовый кризис, уровень безработицы очень большой. По состоянию на декабрь 2010 года безработица в самом Детройте превышает 19%, а в городской агломерации 11%. Несмотря на все попытки создать новые рабочие места и оживить город, Детройт по прежнему считается символом упадка и имеет сомнительную славу самого депрессивного города в США. По оценкам 2007 года почти 34% жителей Детройта проживают за чертой бедности. Это самый высокий показатель среди крупнейших городов США.

Расовый состав города:

  • афроамериканцы 80%
  • белые 9%
  • латиноамериканцы 8%
  • азиаты 1%
  • остальная часть - смешанные или другие расы

Согласно статистике всего лишь 5% городского населения родились за пределами США.


Расовая карта Детройта и окрестностей, сам город почти полностью "черный"

Средний доход на душу населения (per capita income) в Детройте составляет $14700. Расовый состав, уровень благосостояния «черного» Детройта и «белых» пригородов отличается очень разительно. Так, например, в северном пригороде Детройта - городе Уоррен (Warren), в котором проживают около 133 тысяч жителей, белых более 91%, а афроамериканцев менее 3%. При этом средний доход на душу населения в Уоррене $21400 в год, что почти в 2 раза выше, чем в Детройте.

Другие большие населенные пункты, входящие в городскую агломерацию Детройта, имеют еще более наглядную статистику:

  • Стерлинг Хайтс (Sterling Heights), более 120 тысяч человек, 91% белые, средний доход на душу населения $24950.
  • Клинтон Тауншип (Clinton Township), 95 тысяч жителей, 91% белые, средний доход на душу населения $25750.
  • Ливония (Livonia), 100 тысяч жителей, 95% белые, средний доход на душу населения, $27900.

Даже в Дирборне, который находится ближе всего к самому Детройту и в котором проживает большая арабская община (всего 98 тысяч жителей, каждый третий - арабского происхождения), афроамериканцев менее 1,3%, а средний доход $21500. Кстати, именно в пригороде Дирборн расположена штаб-квартира компании Форд, а так же музей Генри Форда.

Некоторые другие пригороды Детройта, например, Блумфилд Хиллс (Bloomfield Hills) или Бартон Хиллс (Barton Hills) имеют одни из самых высоких показателей в США по доходу на душу населения: $104000 и $110000 соответственно. Данные, представленные выше, не являются притянутой за уши статистикой, а наглядно отражают контраст и противоречивость Детройта.


Уровень преступности в Детройте является одним из самых высоких в США. При этом в даунтауне Детройта днем можно чувствовать себя в безопасности.

Сама городская агломерация Детройта обладает серьезным производственным потенциалом. Как уже было сказано, Детройт - дом для автомобильных компаний «Большой тройки» (Дженерал Моторс, Форд, Крайслер). Всего же в регионе находится порядка 4000 производственных фабрик. Кроме промышленности важные сектора экономики города - торговля, перевозки, бизнес и профессиональные услуги, медицина, финансы.

Детройт ежегодно посещают около 16 миллионов туристов, это действительно интересное место с богатой историей и контрастной реальностью. Часть туристов привлекают три впечатляющих отеля-казино (Motor City Casino, MGM Grand Detroit, Greektown Casino-Hotel). Эти курортные комплексы мирового класса с клубами и ресторанами внутри, предлагают проживание, развлечения и непосредственно сами азартные игры.

Современные достопримечательности города по-прежнему вращаются вокруг автомобилей: Музей Генри Форда, туры на завод Ford"s Rouge Plant, исторические особняки семьи Форд.


Основная достопримечательность даунтауна - это набережная часть, носящая название «Детройт Риверфронт» (Detroit International Riverfront). 8-ми километровый риверфронт - это комбинация парковых зон, магазинов, ресторанов и небоскребов. Тут же размещен Ренессанс центр (Renaissance Center). Этот комплекс из 7 башен во многом определяет внешний вид Детройта. Там расположены штаб-квартира General Motors, множество магазинов, роскошный отель, рестораны и кинотеатры. Другими отличительными достопримечательностями риверфронта являются площадь Харт Плаза (Hart Plaza), спортивный комплекс Джо Луис Арена (Joe Louis Arena), а также Кобо центр (Cobo Center), где каждый январь проходит одна из самых значимых автомобильных выставок - Североамериканский международный автосалон (North American International Auto Show). Зона риверфронта доходит до острова Белле Айсл (Belle Isle), попасть на который можно по мосту MacArthur Bridge. На острове Belle Isle расположен парк, разработанный создателем Центрального парка в Нью-Йорке Фредериком Ло Олмстедом.

Центр Детройта, как и большинство крупных американских городов поражает своими небоскребами. Многие из них построены в 20-х годах в период расцвета Детройта. Самыми заметными из «старых» небоскребов являются Penobscot Building, а также Fisher Building - изысканный пример архитектуры в стиле арт деко, расположенный в районе New Center. Среди более современных небоскребов выделяется One Detroit Center. Главные улицы в центре города - это Woodward Avenue и Jefferson Avenue.



Детройт яхт-клуб

Другими интересными достопримечательностями Детройта являются:

  • Научный музей Detroit Science Center
  • Художественный музей Detroit Institute of Arts (Институт Искусств Детройта)
  • Музей истории Детройта Detroit Historical Museum
  • Театр Fox Theatre
  • Оперный театр Detroit Opera House
  • Зоопарк Detroit Zoological Park

Еще одним противоречивым, но интересным символом Детройта можно считать заброшенный Мичиганский центральный железнодорожный вокзал (Michigan Central Station), который до сих пор стоит в 3 км юго-западнее даунтауна.

В Детройте базируются спортивные команды всех ведущих северо-американских лиг. Непосредственно в центре городе играют 3 клуба. На относительно новеньких стадионах Comerica Park и Ford Field, расположенных рядом друг с другом, играют соответственно бейсбольная команда Детройт Тайгерс (Detroit Tigers) и футбольная Детройт Лайонс (Detroit Lions). Самый успешный спортивный клуб Детройта - хоккейный Детройт Ред Уингс, выигравший 11 кубков Стенли, играет на Джо Луис Арена (Joe Louis Arena). Баскетбольный клуб Детройт Пистонс (Detroit Pistons) играет в северном пригороде (Auburn Hills) на арене The Palace of Auburn Hills.


Детройт граничит с канадским городом Виндзор (Windsor), который находится чуть южнее по другую сторону реки Детройт. Интересный факт - Детройт является единственным крупным городом США, расположенным вдоль американо-канадской границы, в котором, чтобы попасть в Канаду, нужно двигаться на юг. Основное сообщение с Канадой проходит через мост Ambassador Bridge и Детройт-Виндзор тоннель.

Примерные расстояния по шоссе от Детройта до ближайших крупных городов:

  • Чикаго - 450 км
  • Индианаполис - 460 км
  • Кливленд - 170 км

Метро в городе моторов, в обычном его понимании нет, но в центре Детройта функционирует «облегченная» надземная версия, называемая People Mover. Кольцо длиной менее 5 км окружает центр города, стоимость поездки 50 центов.

Климат Детройта характеризуется как влажный континентальный. Большое влияние на погоду оказывают Великие озера. Летом в Детройте относительно жарко, нередко температура воздуха поднимается выше 27 C. Средняя температура июля 23 С. Зимы в городе снежные и достаточно холодные, средняя температура января -4 С. По статистике лишь 6 раз за зиму температура опускается ниже -18 С.

Детройт — единственный из современных городов, который пытается продавать свои развалины Голливуду в качестве фона для различного рода антиутопий и мрачных сцен преступлений.
Детройт - самый неблагополучный город в США.
По обилию руин с Детройтом трудно конкурировать — в нем примерно 80 000 полуразрушенных и заброшенных зданий. В центре города стоят пустые небоскребы с выбитыми стеклами. Их не сносят главным образом потому, что у города на это нет денег. Кроме того, некоторые владельцы зданий предпочитают сохранять ветхие постройки в надежде, что земля в центре рано или поздно подорожает.

В Детройт-сити проживает около 900 тысяч жителей, из которых 82% - тёмнокожие, 11% - белые товарищи и немного представителей других цветов кожи. Население медленно, но верно убывает. В городе процветает преступность (в 2002 году Детройт был одним из самых криминальных городов в Штатах). От Канады, которую прекрасно видно вдали, его отделяет лишь река Детройт с островком Бель Айл Парк посередине.

В 50-х годах XX века Детройт был одним из главных центров машиностроения в США и в ту пору продвигал на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. В Детройте были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы страны (Ford, General Motors, Chrysler), и город переживал бум своего развития — он в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки.

После 1950 года цветущий город стал образцом «миграции-на-окраины». На заднем плане субурбанизации Детройта, помимо всеобщей автомобилизации, существовал также, расовый конфликт. Между 1940 и 1960 годами количество чернокожих жителей достигло трети от общего числа населения. Белый «средний слой», преисполненный предубеждения по отношения к черному «низшему слою», перетекал на периферию. В 1998 году 78% жителей предместий были белыми, 79% жителей «внутреннего города» - черными. В то же время, средний доход в пригородной области, почти вдвое превышал аналогичные показатели «внутреннего города».

Взлет автопромышленности, случившийся после окончания Второй мировой войны, привел к тому, что все больше чернокожих рабочих прибывало в Детройт. В 40-е - 50-е годы чернокожее население увеличилось от 150 000 до 500 000. По большей части оно ютилось в бедных районах Lower Eastside. Но белые обитатели рабочих кварталов не желали мириться с образом жизни новоприбывших. И только в 50-е, 500 000 белых детройтцев покинуло центр, чтобы осесть на периферии; на сегодняшний день 85% населения центральных районов города - чернокожие.

Все ухудшающиеся условия жизни в комплексе с возрастающим самосознанием привели к социальному бунту в 1967 году. В 1974 году в Детройте был избран первый в США чернокожий мэр.

В 1973 году в результате нефтяного кризиса, а также под воздействием возросшей конкуренции со стороны иностранных производителей Chrysler, Ford и General Motors понесли неизмеримые убытки. После чего закрыли старые заводы, продолжив производство на более современных предприятиях, расположенных к тому же в «низкозарплатных» странах. Только в промежутке 1970-1980 Детройт потерял 208 000 рабочих мест.

Объединенный Театр Искусств
Этот красивый театр в готическом стиле был построен в 1920-х годах и закрыт в 1970-х.

В то время как 127 коммунальных образований пригородной области процветали, «внутренний город» начал постепенно разрушаться. Между 1978 и 1998 годами в Детройте произведено 108 000 сносов - против 9000 санкционированных новостроек или реконструкций. Сиротливо пустуют тысячи жилых домов, многочисленные магазины, офисы и кинотеатры. Под роскошным лепным потолком кинодворца Michigan Theater с 1977 года находится обыкновенная автопарковка.

В свете своей социальной проблематики случай Детройта давно уже рассматривается как безнадежный. Вандализм в такой ситуации - явление обыденное. Следует упомянуть ритуал под названием «Бесовская Ночь» (Devil`s Night). Год за годом во время Хеллоуина (ночь с 31 октября на 1 ноября) в Детройте поджигаются пустые здания и машины. Своей высшей точки это движение достигло в 1985 году, когда в течение немногих часов в огне оказалось 297 зданий, а также нагромождения автопокрышек и крупногабаритного мусора.

На протяжении нескольких последних лет в центральных районах даунтауна обнаруживается хоть ограниченное, зато постоянное инвестиционное оживление. После того, как социальное и политическое напряжение между «внутренним городом» и предместьями пошло на спад, Детройт получил возможность так или иначе наживать на своей старой роли «Моторграда» символический капитал. Но медленное городское выздоровление наблюдается только в даунтауне. В остальных частях «внутреннего города» упадок расширяется. Одиночными островками возникают там охраняемые скопления семейных коттеджей. Так предместье оккупирует «внутренний город». В Детройте наблюдается самый высокий в США уровень преступности, город занимает второе место по числу безработных.

Детройт - единственный из современных городов, который пытается продавать свои развалины Голливуду в качестве фона для различного рода антиутопий и мрачных сцен преступлений. И, пожалуй, единственный город мира, который обязан своими руинами не военным конфликтам, а экономическим и социальным катаклизмам.

По обилию руин с Детройтом трудно конкурировать - в нем примерно 80 000 полуразрушенных и заброшенных зданий. В центре города стоят пустые небоскребы с выбитыми стеклами. Их не сносят главным образом потому, что у города на это нет денег. Кроме того, некоторые владельцы зданий предпочитают сохранять ветхие постройки в надежде, что земля в центре рано или поздно подорожает. Что касается преступности, то когда одного кандидата в мэры попросили объяснить, почему в Детройте в последние годы сокращается число убийств, тот мрачно ответил: «Просто больше некого убивать».

Что же произошло с процветающим центром автомобильной промышленности?


Немного истории

Поселение в самом начале XVIII века создали французы на проливе, соединяющем два озера - Гурон и Эри (le d´etroit и означает пролив). В 1805-м город сгорел дотла. К этому времени президент Томас Джефферсон назначил эксцентричного чудака Августа Вудворта верховным судьей штата Мичиган. Вудворт объявил Детройт столицей и нарисовал для него идеальный план в стиле французского классицизма, похожий на тот, что за несколько лет до того разработал для Вашингтона архитектор Пьер Шарль Ланфан, а также и на тот, что примерно на век раньше предложил для Санкт-Петербурга Жан Батист Леблон.

Природа в классицизме должна быть побеждена и рационализирована, деревья и кусты пострижены и превращены в геометрические фигуры, дорожки спланированы с помощью циркуля и линейки. Эта традиция имеет самое прямое отношение и к расцвету Детройта как автомобильной столицы мира, и к его упадку, поскольку руины можно считать возвращением из рациональной культуры обратно в хаос. История Детройта XX века тесно связана со словом «фордизм». Это слово придумал, сидя в фашистской тюрьме, итальянский марксист Антонио Грамши. Оно, в свою очередь, связано с термином «тейлоризм», который в 1920–1930-х годах был в большой моде в СССР.

Библиотека имени Марка Твена названа в его честь стараниями дочери писателя Клары Клеменс, жены дирижера Детройтского симфонического оркестра. Здание, построенное в 1940 году в готическом стиле, в 1998-м было закрыто на реставрацию, но с тех пор так и стоит с заколоченными окнами

Идея Фредерика Уинслоу Тейлора состояла в том, что следует рационализировать природу - рабочий должен делать не естественные для себя движения, а научно обоснованные, что в отдельных случаях позволяет повысить производительность труда на 400%. Тейлоризм стал фордизмом, когда Генри Форд принял систему Тейлора и шокировал деловой мир, начав платить рабочим на своих конвейерах неслыханную для начала XX века зарплату: пять долларов в день. И это не было благотворительностью. Во-первых, возросшая производительность обеспечивала солидную прибыль, во-вторых, рабочие стали покупать те самые машины, которые они производили.

Фордовский рабочий превратился в счастливого робота, спародированного Чарли Чаплином в фильме «Новые времена». Примеру Форда последовали другие промышленники: Додж, Крайслер, Паккард, - и город стал превращаться в цветущую метрополию. Рационально расчерченный Вудвортом план стал заполняться рационально спроектированными фабричными зданиями, большинство из которых построил архитектор немецкого происхождения Альберт Кан. Тот самый Кан, который был автором революционной методики конвейерного проектирования и построил в СССР крупнейшие Сталинградский и Челябинский тракторные заводы. По его технологии были возведены более 500 важнейших промышленных объектов первой пятилетки. Если вдуматься в эту цифру, становится ясно, что советская индустриализация напрямую связана с идеологией тейлоризма. Советской цензуре, будь она до конца последовательной, чаплинский фильм, в котором зло высмеивались фордизм и тейлоризм, следовало бы запретить.

Тейлоризм, помноженный на фордизм, привел к неслыханному расцвету американской автомобильной промышленности. В 1960-х годах 9 из 10 автомобилей, проданных в Америке, были сделаны в Детройте и его окрестностях. Когда на рынке появились первые японские машины, ничего кроме смеха они не вызывали - уродливые, маломощные (не то что двухтонный «Форд-Гэлакси» с двигателем 400 л. с.), хотя и очень дешевые. Как же получилось, что сегодня на американских дорогах японские машины составляют большинство? Существует несколько объяснений: а) японская модель бизнеса предполагает длительную лояльность работника своему предприятию, в то время как фордизм видит в работнике придаток к конвейеру; б) во всем виноваты профсоюзы, добившиеся столь высоких зарплат, что американские автомобили перестали быть конкурентоспособными; в) во всем виноваты менеджеры, платившие себе гигантские бонусы. Надо думать, правильны все.

Из книги Владимира Маяковского «Мое открытие Америки» (1925–1926)
В Детройте 20 тысяч русских. В Детройте 80 тысяч евреев. <…> На завод водят группами, человек по 50. Направление одно, раз навсегда. Впереди фордовец. Идут гуськом, не останавливаясь. <…> Пошли. Чистота вылизанная. Никто не остановится ни на секунду. Люди в шляпах ходят, посматривая, и делают постоянные отметки в каких-то листках. Очевидно, учет рабочих движений. Ни голосов, ни отдельных погромыхиваний. Только общий серьезный гул. Лица зеленоватые, с черными губами, как на киносъемках. Это от длинных ламп дневного света. За инструментальной, за штамповальной и литейной начинается знаменитая фордовская цепь. Работа движется перед рабочим. Садятся голые шасси, как будто автомобили еще без штанов. <…> На маленьких низеньких вагонеточках липнут рабочие к бокам. Пройдя через тысячи рук, автомобиль приобретает облик на одном из последних этапов, в авто садится шофер, машина съезжает с цепи и сама выкатывается во двор. Процесс, уже знакомый по кино, - но выходишь всетаки обалделый. <…> В четыре часа я смотрел у фордовских ворот выходящую смену, - люди валились в трамваи и тут же засыпали, обессилев. В Детройте наибольшее количество разводов. Фордовская система делает рабочих импотентами.

Кинотеатр компании «Юнайтед Артистс» построен в стиле испанской готики. Развитие телевидения и появление мультиплексов сделало кинотеатр убыточным, и в 1974 году он закрылся

Из книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Одноэтажная Америка» (1936)
- Сэры, - сказал мистер Адамс, внезапно оживившись, - вы знаете, почему у мистера Форда рабочие завтракают на цементном полу? Это очень, очень интересно, сэры. Мистеру Форду безразлично, как будет завтракать его рабочий. Он знает, что конвейер все равно заставит его сделать свою работу, независимо от того, где он ел - на полу, за столом или даже вовсе ничего не ел. Вот возьмите, например, «Дженерал Электрик». Было бы глупо думать, сэры, что администрация «Дженерал Электрик» любит рабочих больше, чем мистер Форд. Может быть, даже меньше. А между тем у них прекрасные столовые для рабочих. Дело в том, сэры, что у них работают квалифицированные рабочие и с ними надо считаться, они могут уйти на другой завод. Это чисто американская черта, сэры. Не делать ничего лишнего. Не сомневайтесь в том, что мистер Форд считает себя другом рабочих. Но он не истратит на них ни одной лишней копейки. <…>
В парикмахерской на Мичиган-авеню (улица Детройта. - Прим. ред.), где мы стриглись, один мастер был серб, другой - испанец, третий - словак, а четвертый - еврей, родившийся в Иерусалиме. Обедали мы в польском ресторане, где подавала немка. Человек, у которого мы на улице спросили дорогу, не знал английского языка. Это был грек, недавно прибывший сюда, прямо к черту в пекло, с Пелопоннесского полуострова. У него были скорбные черные глаза философа в изгнании. В кинематографе мы внезапно услышали в темноте громко произнесенную фразу: «Маня, я же тебе говорил, что на этот пикчер не надо было ходить».

15-этажная гостиница Lee Plaza была построена в 1929 году. Позднее из-за финансовых проблем отель не раз менял «профессию», а одно время использовался даже как дом престарелых. Окончательно закрылся в начале 1990-х годов

Бунт

Генри Форд не любил евреев, о чем не уставал повторять в издаваемом им еженедельнике «Независимый Дирборн». А к черным относился доброжелательно и охотно брал их на работу. В Детройте постепенно возник черный средний класс, который был представлен в конгрессе, судебной палате и прочих учреждениях города и штата. Детройт долгое время считался образцом расовой гармонии. Но внезапно выяснилось, что за фасадом благополучия скопилось много взрывчатого вещества.

Все началось в воскресенье 23 июля 1967 года. Полиция заявилась в бар, нелегально торговавший алкоголем. Подобные заведения еще со времен антиалкогольных кампаний XIX века называли «слепыми свиньями». К удивлению полицейских в этой «слепой свинье» оказалось не два десятка черных, как они предполагали, а примерно в четыре раза больше - люди пришли отпраздновать возвращение двух солдат с вьетнамской войны.

Полицейские забрали всех. Когда арестованных увезли, успевшая собраться толпа начала бить стекла, переворачивать машины и грабить магазины. Беспорядки постепенно охватили весь город, и Детройт запылал. В подавлении бунта участвовала национальная гвардия и федеральные войска. Правда, с войсками вначале возникла заминка. Президент Линдон Джонсон заявил, что пошлет военные подкрепления, только если губернатор Мичигана Джордж Ромни квалифицирует происходящее как восстание. Позже выяснилось, что Джонсон подзабыл конституцию - войска он имел право послать и без «восстания». Нерешительность президента понятна - он, столько сделавший для десегрегации и защиты гражданских прав, никак не ожидал от черных такой «черной» неблагодарности.

Бунт был подавлен через пять дней. Результат: 43 убитых, 467 раненых, 7231 арестованный, 2509 сожженных или разграбленных магазинов, 388 семей без крова, 412 зданий, подлежащих сносу. Общий ущерб - от 40 до 80 миллионов долларов (в сегодняшних ценах - от 250 до 500 миллионов). Но самое главное - бунт значительно ускорил бегство белого населения в пригороды (которое началось еще в 1950-е годы), вызвавшее цепную реакцию: резкое сокращение налоговых поступлений в городскую казну и соответственно урезание всех социальных и градостроительных программ, что, в свою очередь, привело к еще большему оттоку белого населения. Отношение к черному бунту у белых жителей города разное. Одни объявляют черное большинство нецивилизованным и неспособным к самоуправлению сбродом. Характерный пример - песня подпольной городской рок-группы «Рассерженные арийцы»:

«В этом городе видишь только почерневшее гетто -
Вот что бывает, если ниггеров выпустить на свободу,
Они жгут свой город и убивают друг друга,
Сжигают дотла брошенные дома».

Это 4-этажное здание было построено по проекту Альберта Кана в 1920-х как городская почта, но вскоре превратилось в склад школьных учебников и пособий

Другие усматривают в поведении черных заговор. Первому чернокожему мэру Детройта (1974–1993) Колману Янгу приписывают лозунг: «Белые - вон из города!» В стенограммах его выступлений действительно слова «Вон из города!» отыскались, правда, относились они не к белым, а к «жуликам и грабителям, неважно с черной или белой кожей». К 1980 годам белое население из Детройта практически исчезло, а оставшиеся черные наконец осознали, что живут в руинах, далеко от заводов (которые тоже к этому времени выехали за пределы города), без шансов найти работу, без социальных услуг и медицинского обслуживания, с разрушенной системой образования, без будущего. Надо было найти виновных. И сегодня большинство черного населения города пребывает в убеждении, что нынешняя ситуация - результат заговора белых.

На самом деле обе теории заговора являются коллективными фантазиями. У бунта 1967 года не было организаторов и вдохновителей, он вспыхнул стихийно, но отнюдь не беспричинно - рост дискриминации, сегрегации (расового разделения), агрессивности полицейских (преимущественно белых), ограничения при приеме на работу, при поступлении в учебные заведения и тому подобное переполнили чашу терпения черного населения.

Бегство белых в пригороды тоже не было ни запланированной акцией, ни уникальным детройтским феноменом. По мнению некоторых исследователей, это реакция части белых на десегрегацию и особенно на знаменитое решение Верховного суда США по делу «Браун против Совета по образованию» (1954), фактически поставившее вне закона сегрегацию в школах. С другой стороны, черные активисты справедливо напоминают, что бегство белых в пригороды стало возможным только потому, что федеральное правительство вкладывало начиная с 1950-х годов огромные деньги в строительство системы хайвеев. Нельзя также не согласиться с французским социологом Лоиком Ваканом, который, увидев развалины Детройта, заметил: «Это не естественный процесс. Этому позволили произойти - в Европе такое было бы невозможно. Если бы 80% жителей Детройта были белыми, а не черными, то что-то было бы сделано, так или иначе средства бы нашлись».

И все-таки «позволили произойти» и «заговор» - совсем не одно и то же.

Ренессанс

Попытку возродить былое величие Детройта власти предприняли сразу после подавления бунта. В 1977 году было закончено строительство Ренессанс-центра по проекту Джона Портмана. Сооружение, выдержанное в типичном для этого архитектора стиле, представляет собой 73-этажный цилиндр гостиницы (это самая высокая гостиница в мире), окруженный четырьмя 39-этажными башнями офисов. Позднее к нему были добавлены еще две 21-этажные башни. Сегодня это один из самых больших в мире офисных комплексов общей площадью 511 000 м2.

Но как попытка возрождения городской среды проект не состоялся. Сегодня он производит странное впечатление: среди руин высится гигантская неприступная крепость в стиле хай-тек. Привлечь в город капитал тоже не удалось. Единственными инвесторами, откликнувшимися на призыв, оказались владельцы казино. Но игровой бизнес не решил ни одной из проблем. Белые жители пригородов стали приезжать в центр, но с самим городом они старались соприкасаться как можно меньше - парковались на охраняемых стоянках, оставляли свои деньги в охраняемых казино, а потом быстро уезжали обратно в свои пригороды. Не пополнили казино и городской бюджет. Почти все они принадлежали иностранцам или жителям других штатов, так что доходы уходили на сторону.

Значит ли это, что Детройт обречен на вымирание? С одной стороны, ясно, что города так называемого «ржавого пояса» Америки никогда не вернутся во времена расцвета 1950-х, главным образом из-за глобализации. Кризис 2008 года показал, что, если бы не государственное вмешательство, американская автомобильная промышленность с большой вероятностью вообще бы исчезла с лица земли. С другой стороны, какие-то признаки возрождения появляются. И здесь есть смысл упомянуть проект Хайдельберг.

Естественная реакция городских властей на руины - все снести и построить заново. Поэтому когда местный художник Тайри Гайтон попытался превратить руины улицы Хайдельберг в то, что критики назвали политическим метакомментарием, власти быстро ликвидировали этот «комментарий» бульдозерами.

Объект, созданный Гайтоном, был одновременно и живописью, и скульптурой, и дизайном, и инсталляцией. Заброшенные дома, ржавые автомобили, брошенные телевизоры, пылесосы и холодильники складывались в причудливые композиции и раскрашивались в яркие цвета. Хайдельберг стал привлекать туристов - своих и иностранных, а сам автор получил несколько международных наград. Этот проект разрушает традиционные представления о конфликте черных и белых. Тайри Гайтон - черный. В совете директоров проекта больше белых, чем черных. Главные защитники проекта - международная художественная элита. Среди противников - местное черное население, которое хотело бы жить в нормальных, отреставрированных, а не раскрашенных в дикие цвета домах.

Сейчас городские власти и Тайри Гайтон заключили перемирие. Проект Хайдельберг не только восстановлен, но и стал распространяться на близлежащие улицы. Не исключено, что он создаст больше проблем, чем решит, и все-таки - если город сумеет взять на вооружение то позитивное, что несет в себе проект Тайри Гайтона и его друзей, возрождение Детройта, возможно, станет реальностью. Не будем забывать, что лозунг города Speramus meliora, resurget cineribus, впервые прозвучавший в 1827 году, означает: «Надеемся на лучшее и воскреснем из пепла».

Город-призрак Детройт

В 2013 году город Детройт подал заявление о банкротстве. Это кульминационный момент для некогда великого американского города, “убитого” экономикой и плохим управлением.

Однако задолго до того, как город узнал о своей финансовой неплатежеспособности, он уже приходил в упадок.

А когда-то это была столица капитализма, великой “ревущей печью” в самом центре подъема Америки к мировой силе и величию.

Кстати, Сталин хотел скопировать его на берегах Волги, но обнаружил, что не может воспроизвести его дух машины.

Город-призрак Детройт раньше был в духе бешеной, непреодолимой экономической жестокости, безжалостный, холодный и величественный.

Первоначальное сердце Детройта было переполнено некоторыми из самых буйных и мощных зданий американской середины века: колоссальными, богато украшенными театрами и кинотеатрами, могущественными отелями и универмагами, все это подчеркивало энергию, движение, оптимизм и силу.

Почему Детройт город-призрак

Основной причиной упадка американского города стал провал интеграции автомобильной промышленности в мировую экономику.

В XX веке там находились крупнейшие автомобилестроительные и танкостроительные объекты.

Во время Второй мировой войны Франклин Рузвельт окрестил город «Арсеналом демократии», поскольку он превратился из производства Кадиллаков и Фордов в производство 35% американского военного производства: танков, джипов и бомбардировщиков B-24, которые выпускались десятками тысяч.

И это был один из городов «Обетованной земли», новое будущее, к которому стремились бесчисленные чернокожие американцы, оставившие фанатичный, обособленный американский Юг в надежде на новую жизнь.

Население Детройта

Расширение в связи с военным временем (1941-45 гг.) привлекло 200 000 иммигрантов, многие из которых были чернокожими с юга.

Их привлекала высокая заработная плата от новых заводов «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» и ряда других объектов, включая военных.

В 1950-е годы, в разгар своего влияния, Детройт хвастался населением более 2 миллионов человек с устойчивой, хорошо оплачиваемой работой.

Сегодня население города около 700 000 человек, а крупные части города заброшены и гниют.

Без денег в муниципальном бюджете на снос эти здания, вероятно, останутся такими и дальше.

Со временем эти заброшенные здания стали достопримечательностью для городских исследователей и фотографов, пытающихся документировать и понимать падение великого американского города.

Фото Детройта “города-призрака”








Бунт Детройта

Детройт был известен своим процветающим Ку-клукс-кланом и его фанатичной полицейской силой.

Город пережил расовые беспорядки еще в 1943 году, вызванные грубой сегрегацией поспешно построенного и редкого государственного жилья. 34 человека погибли и сотни получили ранения.

В 1967 году произошел второй ужасный расовый беспорядок , который оставил 43 мертвых и почти 500 раненых . Федеральные войска , развернутые в соответствии с законом о борьбе с восстанием , в конце концов навязали угрюмый мир .

Бои были настолько серьезными, что в разгар Вьетнамской войны тысячи солдат были необходимы для восстановления порядка.

Итак, когда тысячи черных семей переехали в Детройт, агенты по недвижимости стремились получить прибыль, пугая этим белых жителей.

Затем они купили свои дома дешево и продали их с большой прибылью чернокожим. Этот циничный процесс назывался «блочным делом», методом паники людей во всех районах с предупреждениями о черном вторжении.

Тем временем градостроители поощряли еще больший риск. Поскольку это был Город Автомобилей, то общественный транспорт они не поддерживали, а построили сеть автомагистралей, в результате которых появились большие расстояния, что еще больше “разбивало” жилые кварталы.

Белые люди начали выходить за пределы города в новые пригороды с более низкими налогами и лучшими школами.

Так, дюйм за дюймом и в значительной степени благодаря белым Детройт стал черным городом.

Крах Детройта

Бедствие 1967 года ускорило этот процесс. В 1974 году он избрал своего первого черного мэра Колемана Янга.

Позднее он станет печально известным как человек, который помог убить Детройт. Его избрание, справедливо или несправедливо, было сигналом для более быстрого бегства.

Хотя другие источники говорят, что Янг ​​был несправедливо обвинен и что разрушение Детройта началось уже до него. Обе версии имеют свою правду.

Война на Ближнем Востоке в 1973 году, и последующее повышение цен на нефть, наконец, затягивает Детройт вниз.

С этого момента Американская автомобильная индустрия потеряла поддержку даже у патриотических американцев и уже никогда полностью не восстановила ее.

Между тем жилищный кризис рос и рос. Существовал уже глупый, стимулируемый государством ипотечный бум, при этом правительство кредитовало людей, которые никогда бы не смогли погасить свои кредиты: ранняя версия кризиса стандартного кредитования.

Появился первый кокаин, охвативший вялые и бездомные пригороды.

И местные политики и бизнесмены находились в недопонимании: «Мы не могли понять, что мы больше не находимся в десятке лучших городов США».

Самым драматичным развитием последних лет является идея о том, что сельское хозяйство может возродить “город – призрак”.

Но даже это встретило презрение и оппозицию. Отцы города не хотят видеть комбайны и сараи, не говоря уже о свиньях и цыплятах, посреди их гордого и исторического города.

И все же среди заброшенных домов скромные, но решительные усилия предпринимаются, чтобы превратить бесплодные земли в плодные.

В Детройте много мусора, но в нем также много земли. Дом можно купить у города за 300 долларов США, хотя каждый участок стоит до 3 000 долларов за га.

Некоторые предприниматели объясняют, что будет дальше: «Город думал, что ферма означает большой красный сарай со свиньями и цыплятами. И они также думали, что это будет признаком поражения и неудачи. Поэтому мы нарисовали им картину того, что мы имели в виду: сады, плантации плодовых пород, гидропонные теплицы».

На данный момент 139 квадратных миль свободных участков. С уровнем безработицы, затрагивающим 50 процентов, многие люди могут быть заинтересованы в возвращении сюда.

Невозможно сказать, что это произойдет.

Детройт – новый Амстердам?

Еще одна радикальная схема воскрешения города-призрака исходит от Джеффри Фигера, адвоката из Детройта, который сделал свое имя на защите покойного доктора Джека Кеворкяна или «Доктора Смерти», пресловутого местного пионера эвтаназии.

Недавно он заявил: «Я могу вернуть Детройт через пять минут.Я бы убрал улицы и парки. Обеспечил бы соблюдение законов о медицинской марихуане. Я также применил новые законы о проституции, и я сделал бы нас новым Амстердам. Мы привлекли бы множество молодых людей. Мы бы сделали Детройт забавным городом. Место, в котором хочется жить, и они здесь бы жили».

*Фигер был кандидатом от Демократической партии на пост губернатора штата Мичиган в 1998 году.