Почему имя александра невского пережило века. Почему Александр Невский - святой и русский национальный герой? Новгородское княжение Александра

Великий полководец, истинный патриот, бесстрашный воин. Известный князь прошел «золотой нитью» по русской истории. В 2008 россияне голосовали в ежегодном проекте за «Имя России» - им стал Александр Невский. Почему же столь далекий от современности князь 13 века стал символом страны?

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. По легенде, шведы слишком близко подплыли к Новгороду и отправили Невскому послание: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Александр не стал дожидаться шведов, а выступил навстречу им. Его войска приблизились к устью Ижоры и, пока враги отдыхали, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами. Александр сам участвовал в битве и даже ранил шведского воеводу в лицо. Тем самым, его войска отбили атаку шведов и устрашили остальных врагов.

Разумеется, Невский знаменит не только этой победой. Он разгромил множество противников. Во многих схватках он применял различные тактики: эффект неожиданности, засаду, искал в рядах противника слабое звено и направлял туда основную силу удара, выгодно использовал погодные и географические условия, а также преследовал разбитого неприятеля, чем надолго отваживал врага от желания нападать на русские земли. За век его княжества на русские земли обрушилось множество испытаний, но великий Александр Невский противостоял западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца. Самые правдивые факты об Александре Невском читайте в двенадцатом томе «Человек-загадка».

Что сделал для России

1. Он сохранил северо-западные земли.

2. Сберег русские земли от нескольких карательных нашествий монголов, которые обязательно бы случились, если бы не политика Александра внутри русских земель и не его богатые подношения монгольским ханам.

3. Сохранил для России православную веру, не дал в трудное для Руси время вспыхнуть религиозной войне.

4. Сохранил национальную культуру (если бы он принял предложение римского папы Иннокентия IV, то сделать это было бы чрезвычайно трудно).

Интересные факты

Орден Александра Невского вручается проявившим отвагу и мужество армейским командирам. Однако изображение на ордене — это совсем не Александр Невский. Так как ни одного прижизненного портрета великого князя не сохранилось, на ордене изобразили сыгравшего его актёра — Николая Черкасова.

Выражение «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор — сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч — мечом погибнут».

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

Почему князь Александр Ярославич стал «Невским», а не «Чудским»?

Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, наибольшую славу у потомков завоевал князь Александр Ярославич, прозванный «Невским». Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что он родился 30 мая 1220 года. Александр стал вторым сыном в семье удельного переславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удалого.

По обычаю того времени младенец был назван в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких ко дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.

Родство по линии матери высоко чтилось в Древней Руси. Дед Александра Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Знаменитым воином был и прадед Александра Мстислав Храбрый. Несомненно, образы этих смелых предков служили юному Александру примером для подражания.

О детских годах Александра мы не знаем почти ничего. Очевидно, что в детстве Александр редко видел отца: Ярослав постоянно находился в военных походах. Но уже в 8 лет Александр сопровождал отца, когда тот в 1228 году пытался организовать поход новгородцев и псковичей на Ригу. Не получив поддержки, князь покинул Новгород, оставив там в знак своего «присутствия» старших сыновей - 10-летнего Федора и Александра. Естественно, что с княжичами остались надежные бояре и сотни две-три дружинников. Некоторые историки считают, что вместе с детьми какое-то время жила и княгиня Ростислава, которая благодаря предкам пользовалась особым почетом у новгородцев.

Оставляя малолетних сыновей в Новгороде, Ярослав Всеволодович хотел, чтобы они постепенно привыкали к сложной роли приглашенных князей и учились достойно отстаивать интересы отца, так как он надеялся получить великое княжение Владимирское.

Великим князем Владимирским Ярослав стал в 1236 г., когда на Русь напали полчища Золотой орды. Ему пришлось править разоренной и опустошенной землей. Александр в это время княжил в Новгороде, до которого завоеватели не дошли.

Вскоре Русь вошла на правах улуса в Золотую орду, а русские князья стали ездить в ставку к хану, чтобы получить ярлык на княжение. Отныне князья должны были отвечать перед ханом за все, что происходит в их владениях. По отношению к своим подданным и к соседним землям князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

В этот период Русь постоянно подвергалась набегам и с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 г. в ходе очередного похода шведские корабли вошли в Неву. Возможно, шведы неожиданным ударом надеялись овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам. Вероятно, что одновременно водным путем (по Волхову и далее через Ладогу в Неву) отправился отряд новгородского ополчения.

Шведы, не подозревая о стремительном приближении Александра, стали лагерем близ устья речки Ижоры - неподалеку от восточной окраины современного города Санкт-Петербурга. Здесь и напал на них молодой князь со своей дружиной.

Описание боя, которое приводится в «Житии Александра Невского», явно во многом вымышленное. Оно писалось через много лет после схватки со шведами и ставило целью прославление князя Александра, а не отражение реального хода событий. «И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным», - так описывает «житие» начало похода шведов. Вероятно, по масштабу и последствиям все было значительно скромнее. Обычная пограничная стычка, какие проходили почти ежегодно. Кстати, в летописях той поры ей и уделено всего несколько общих строк, а русские потери названы в 20 человек. В скандинавских хрониках она не упоминается вовсе, хотя по «житию» в ней погибло большое количество знатных шведов, а их предводитель был ранен в лицо копьем Александра. Кстати, позднее у Александра с ярлом Биргером, которого он якобы ранил в лицо, были хорошие отношения.

Считается, что именно после этого события Александра и нарекли «Невским». Это крайне сомнительно, так как о бое, произошедшем на окраине русских земель, простой народ практически ничего не знал, ведь участвовала в нем только небольшая княжеская дружина. А результаты того боя с военной точки зрения были незначительными (даже о пленных нет упоминаний) и никак не влияли на жизнь северо-западного региона Руси. В летописях того периода князя Александра «Невским» не называют. Впервые эта почетная приставка к имени князя появляется в «житии», написанном после канонизации Александра.

Святой князь Александр Невский. Икона

Казалось бы, логичнее было назвать князя Александра «Чудским» в честь победы, сыгравшей неизмеримо большую роль в истории, чем малоизвестный бой на берегу Невы. О Чудской битве на Руси хорошо знали, в ней участвовала не только дружина князя Александра, но и полки, пришедшие из Суздаля, а также ополчения, набранные в Великом Новгороде и Пскове. Да и её результаты можно было зримо увидеть - были взяты в плен знатные рыцари и захвачены многочисленные трофеи. А после битвы было подписано соглашение с Орденом, на многие годы определившее взаимоотношения с ним Руси. Возможно, причина, по которой приставку «Чудский» церковь не стала использовать, именно в том, что об этой битве и её участниках как раз на Руси хорошо знали.

В «житии» есть фраза, содержащая возможный ключ к разгадке: «Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною». Любопытно, что в тексте «Старшей ливонской рифмованной хроники» подробно изложены действия князя Александра (его называют просто «новгородским князем» без указания имени) до легендарной битвы, которые практически совпадают со сведениями из русских источников. Но главной силой, обеспечившей победу противника в неудачном для Ордена Чудском сражении, «хроника» называет рать, которую привел княживший в Суздале Александр (хроникер явно перепутал имена, рать привел Андрей). «Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет». И далее: «Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели». И одолели-то за счет суздальской рати в доспехах, а не новгородской, большинство в которой составляло ополчение. «Хроника» свидетельствует, что пешую рать рыцари смогли преодолеть, но с конной дружиной в кованых доспехах уже не совладали. Это отнюдь не умаляет заслуг Александра, руководившего объединенным русским войском, но решающую роль в сражении сыграли все-таки дружинники Андрея.

В. Назарук. Ледовое побоище

Немаловажно, что впоследствии Александр принял сторону Золотой орды и даже побратался с сыном Батыя. В то время, когда Александр был в Орде, откуда потом вернулся «с честью великою, давше ему стареишиньство во всей братьи его», Андрей, отказавшийся ехать к Батыю, воевал с опустошавшим Русь Неврюем, а затем вынужден был бежать к шведам. «Житие» же создавалось монахами, близкими к митрополиту Кириллу, основателю православной епархии в Сарае, столице Орды. Естественно, что давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, они не стали. Малоизвестная же Невская битва для этого вполне подошла, вот и стал Александр «Невским». Судя по всему, готовя канонизацию князю, церковь хотела дать Руси небесного заступника именно на северо-западном направлении (общерусским святым он стал только в 1547 г.), а для этого приставка «Невский» хорошо подходила. Но, возможно, приставка «Невский» появилась даже чуть позднее, так как в вариантах первых редакций «жития» («Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра», «Слово о велицем князе Александре Ярославиче») она не упоминается.

Кстати, в народной традиции князья получали приставки к имени только по личным качествам (удалой, храбрый, смелый, окаянный) или по месту княжения, даже временному для приглашенного князя (Довмонт Псковский). Единственный широко известный прецедент - Дмитрий Донской, но и этот князь свою почетную приставку получил не от народа и уже после смерти. То, что князья получали почетные приставки к имени уже после смерти, отнюдь не редкость. Так, князь Ярослав стал «Мудрым» только на рубеже XVIII-XIX веков благодаря Карамзину, хотя мы его теперь без этой приставки и не упоминаем.

Князь Александр Ярославович был крупнейшим политиком и военачальником своего времени. В историческую память нашего народа он вошел как Александр Невский, а имя его уже давно стало символом боевой доблести. Широкое почитание Александра Невского возродил Петр I, более 20 лет воевавший со Швецией. Он посвятил Александру Невскому главный монастырь в новой столице России, а в 1724 году перенес туда его святые мощи. В XIX веке три русских императора носили имя Александр и считали Невского своим небесным покровителем.

В 1725 году был учрежден задуманный еще Петром I орден святого Александра Невского. Он стал одним из высших орденов России, которым награждались многие известные военачальники и государственные деятели. Этот орден просуществовал до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского для награждения офицеров и генералов Красной Армии за личную отвагу и мужество. Этот орден сохранен в наградной системе современной России, но награждение им предусмотрено только во время войны с внешним врагом

Владимир Рогоза

После одной из своих статей на тему истории XIII века, посвященной развенчанию мифа об Александре Невском, как национальном герое России, я получил от одного из постоянных читателей моего блога ein_arzt закономерный вопрос: "Почему же вопреки очевидным фактам из Александра делают героя и национальную святыню?".
Такой вопрос, кстати, мне постоянно приходится слышать от своих учеников.
Я обещал посвятить этой теме отдельный пост, и вот теперь, наконец, выполняю свое обещание.

Итак, почему все-таки Александр Невский - святой, к тому же весьма почитаемый на Русской земле, и почему его весьма спорная с точки зрения патриотизма историческая фигура настолько героизировалась?

Часто приходится слышать точку зрения, согласно которой признание великого князя Александра Ярославича святым было обусловлено христианским смирением, с которым он принял ордынскую власть, следуя апостольскому: "Противящийся власти противится Божию установлению" (Рим 13:2).


Однако, по справедливому замечанию моего учителя И. Н. Данилевского , "ожесточенное сопротивление одним завоевателям при раболепном подчинении другим - вряд ли результат признания божественности всякой власти". Если бы это было так, пришлось бы признать, что западные "братья во Христе", в отличие от ордынцев, действовали вне Божией воли, либо Ему об их деятельности было ничего не известно. Однако и то и другое предположение, с точки зрения христианского сознания, просто кощунственны.

Вообще любое выполнение властных функций с христианским смирением вряд ли совместимо, на то оно и правление, т. е. насилие (недаром слово "правый" родственно древнеиндийскому prabhus - "выдающийся по силе" и англосаксонскому fram - "сильный"). Мне, например, известны только два смиренных древнерусских князя: Борис и Глеб Владимировичи. Но для того, чтобы проявить это качество и стать благодаря ему святыми, им пришлось добровольно отказаться от власти и принять мученическую смерть. А ведь Александр Ярославич ни того ни другого делать не пытался. Да и почитнание его такими личностями как Иван Грозный, Петр Великий и И. В. Сталин, говорит о многом, но только не о смирении, присущем якобы этому святому.

К тому же, необходимо отметить, что святость Александра Невского не оправдывает все его поступки. Одно дело - не сопротивляться грабежу Орды и совсем другое - быть его активным соучастником. Причисление же к лику святых лишь искупает совершенные князем грехи. Во всяком случае, надеюсь, что святость равноапостольного князя Вдадимира не мешает осуждать растление несовершеннолетних, чем, как известно, грешил этот князь до принятия христианства?

Так что "смирение" Александра Невского в качестве причины его канонизации явно не при чем.

Так почему же Александр Невский был все же причислен к лику святых?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется хотя бы кратко рассмотреть, что происходило в христианском мире в те времена, которые выпали на долю этого древнерусского князя.

В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, что в итоге не только заставило императора Михаила VIII искать помощи на Западе, но и привело в конце концов к полной религиозной капитуляции Константинопольской патриархии перед папой Римским (Лионская уния 1274 г.).
Недаром, завершая свое горестное повествование о завоевании Царьграда "фрягами" в 1204 г., древнерусский книжник - очевидец этого события - заключает: "И тако погыбе царство богохранимого Констянтиняграда и земля Грьчьская въ сваде цесаревъ, еюже обладають Фрязи" .


С другой стороны, Даниил Романович Галицкий , героически сопротивляющийся монголам, вынужден был периодически искать убежища у своих католических соседей, в Венгрии, и даже принял от папы Римского королевскую корону, что произошло в 1254 г.
На этом фоне резко выделяется поведение Александра Ярославича .
Он не только не обращается за помощью к могущественным католическим правителям и иерархам, но и в довольно резкой форме отказывается от какого-либо сотрудничества с "латынянами" , когда те его предлагают:

"Некогда же приидоша къ нему послы от папы из великого Рима, ркуще: "Папа нашь тако глаголет: Слышахом тя князя честна и дивна, и земля твоя велика. Сего ради прислахом к тобе от двоюнадесятъ кординалу два хытреша - Агалдада и Гемонта, да послушаеши учения ихъ о законе Божии".
Князь же Александръ, здумавъ с мудреци своими, въсписа к нему и рече: "...от вас учения не приемлем". Они же възвратишася въсвояси".

Получается, что в условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в XIII веке, воспринимавшихся современниками как предвестники грядущего Апокалипсиса, великий Владимирский князь Александр Ярославич оказался едва ли не единственным из светских правителей, кто не усомнился в своей духовной правоте, не поколебился в своей вере и не отступился от своего - православного Бога. Отказавшись от совместных с католиками действий против Орды, он стал последним в то время властным оплотом православия, последним защитником православного мира (а ордынские ханы, следуя заветам Чингисхана, не преследовали православие на Руси и не пытались обратить покоренный ими народ в свою веру, сначала языческую, а с второй четверти XIV века мусульманскую. Более того, ордынцы отличались значительной веротерпимостью и не препятствовали распространению христианства, в том числе православия даже на территории Орды; так в столице Орды Сарае было несколько православных церквей, мирно соседствовавших с мечетями, возглавляемых православным епископом).

Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? И очевидно, именно по вышеуказанным причинам Александр Невский канонизирован вовсе не как "праведник" (праведности в его политике, о чем недвусмысленно говорят русские летописи, не было ни на грош), но как "благоверный" князь.

Надеюсь я смог ответить на вопрос: почему Александр Невский почитается в качестве святого .
Теперь предлагаю перейти к рассмотрению причин героизации этого князя как военного заступника за Русскую землю.

Вплоть до конца XVII века образ Александра Невского соответствовал изначальному - "святой благоверный князь" .
Этот образ начинает трансформироваться в самом начале XVIII века, когда Петр I начал войну с Швецией за выход для России к столь необходимому для развития внешнеэкономических связей с Западной Европой побережью Финского залива Балтийского моря. Для обоснования претензий на земли, принадлежавшие в это время Швеции, царю Петру Алексеевичу было необходимо найти доказатество того, что они являются исконной территорией Российского государства . Причем, чем дальше в истории найдется такое доказательство, тем будут более обоснованными эти претензии.
Ливонская война Ивана Грозного здесь не очень подходила хотя бы потому, что была не так уж давно, с точки зрения начала XVIII века, да и к тому же, они в итоге была проиграна. Нужен был другой - более древний и победный пример.
Вот тут то и всплыл образ "благоверного" князя Александра Невского, который, во-первых, победил ни кого-нибудь, а именно врагов Петра шведов в Невской битве, а во-вторых, уже являлся святым.

Петр I предпринимает массу действий, которые мы сейчас назвали бы пропагандистскими, для возвеличивания Александра Невского.

В 1724 году, по распоряжению первого российского императора и при его непосредственном участии, останки святого князя были торжественно перенесены из Владимира-на-Клязьме в новую столицу России - Санкт-Петербург.
Петр I устанавливает день празднования памяти Александра (кстати, 30 августа, т. е. в день заключения Ништадтского мира со Швецией).

В дальнейшем образ Александра как защитника Русской земли был закреплен в массовом сознании целым рядом официальных мероприятий.

Так, в 1725 году Екатерина I учредила высший военный орден его имени .


Императрица Елизавета в 1753 году соорудила для мощей Александра серебряную раку:

Тогда же был учрежден ежегодный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру (один из четырех крупнейших монастырей в России). Кстати этот крестный ход проходил по Невскому проспекту, который называется так вовсе не по реке Неве, как многие до сих пор думают.


Традиция почитания Александра Невского сохранилась и в советский период.

Накануне войны, в 1938 году С. М. Эйзенштейн снял апологетический фильм "Александр Невский" . Сценарий этого фильма получил резко отрицательную оценку историков. Фильм был запрещен к показу, но причиной этого стали не расхождения с исторической правдой, а внешнеполитические соображения, в частности нежелание портить отношения с Германией, с которой намечалось заключение военно-политического союза.

Фильм С. М. Эйзенштейна вышел на экраны в 1941 году , поскольку полностью изменилась внешнеполитическая ситуация, и образ "великого полководца" Александа Невского, под развеселую музыку горомящего немецких захватчиков на льду Чудского озера, снова стал более чем актуальным.


После официального выхода фильма на экраны страны его создатели были удостоены Сталинской премии. С этого момента начался новый взлет популярности древнерусского князя.

29 июля 1942 года был учрежден советский военный орден Александра Невского , на котором изображен не кто иной как актер Николай Черкасов, сыгравший в фильме С. Эйзенштейна роль князя:


В годы Великой Отечественной войны на денежные пожертвования, сделанные верующими, была построена авиционная эскадрилья имени Александра Невского.
А в послевоенное время князю Александру было поставлено несколько памятников, в том числе и во Владимире - столице великого княжения благодаря Неврюевой рати 1252 года .

Впрочем, установка памятников этому князю продолжается и в нвнешние времена:



При этом военные заслуги Александра (победы в 1240 году на Неве над десантом шведских рыцарей и в 1242 году на льду Чудского озера над немецкими рыцарями) всячески преувеличивались, а его тесное сотрудничество с монгольскими завоевателями (подавление антимонгольских восстаний в русских городах, сдача Пскова и Новгорода монголам, использование монгольских отрядов в борьбе за личную власть) замалчивались.

Именно в таком обличье Александр Невский и сохраняется сегодня в качестве культовой фигуры в массовом сознании.

Если же вы снова спросите: "Почему?" , то ответ будет простым: с точки зрения современной официальной российской идеологии (кто-то еще верит в то, что согласно Конституции РФ, никакая идеология не может являться обязательной?) образ Александра Невского как национального героя - это "духовная скрепа" (честно говоря, меня просто бесит от этого неуклюжего неологизма). Но подбор "духовных скреп" осуществляю не я, и не я пишу учебники истории для школы и вузов, в которых как и прежде предатель русских национальных интересов превозносится как "защитник Земли Русской".

Думаю, что я теперь ответил на все вопросы по поводу личности Александра Невского. Если же у вас, мои уважаемые читатели, возникнут какие-нибудь еще вопросы, то я постараюсь на них, по мере своих возможностей, ответить.

Сергей Воробьев.
Благодарю за внимание.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 221.
2. Осипова К. А. Восстановленная Византийская империя: Внутренняя и внешняя политика первых Палеологов // История Византии: В 3 т. М., 1967. Т. 3. С. 83.
3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 49.
4. Повести о житии и храбрости благоверного и великаго князя Александра // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 436.
5. См., например: Тихомиров М. Н. Издевка над историей // Историк-марксист. 1938. №3. С. 92.

Большинство современных людей слышало такое имя, как Александр Невский, но немногие задумывались о том, почему Князя Александра назвали Невским. И сегодня мы постараемся ответить на данный вопрос, а также рассмотреть еще несколько интересных моментов из биографии князя.

Александр Невский был не только князем, но и полководцем. Его биография включает в себя множество интересных и примечательных фактов, и мы уделим внимание тому, как его называли.

Почему Александра Невского звали Невским

Князь Александр, являясь отличным тактиком и полководцем, принимал участие во многих боях, но назвали его Невским в честь реки Нева, а точнее – в честь боя на реке, в котором он принимал участие.

История рассказывает нам о том, что именно на Неве князь совершил настоящий подвиг, имея всего лишь 200 бойцов, он разгромил целую армию шведов, включающую в себя более 2 тысяч голов. Примечательным фактом является то, что в ходе этого сражения сам князь сумел не понести потерь среди собственной дружины.

Почему Александра Невского назвали святым

Помимо того, что князю Александру присвоили прозвище Невский, также его называли и святым. И о том, почему его стали так называть, также следует рассказать.

При жизни Александр Невский был очень уважаемым человеком, поскольку он отмечался не только умением вести бой и распоряжаться политическими делами, но и имел весьма хорошие человеческие характеристики, будучи милосердным и мудрым правителем.

Все это привело к тому, что после смерти князя, издании литературного произведения о его жизни, А. Невского канонизировали. После произведения данной процедуры его вполне оправданно и заслужено стали называть святым, и называют его так и по сей день.

Почему повесть названа «Житие Александра Невского»

Благодаря описанному выше подвигу, и другим примечательным фактам из жизни князя, его достижениям и выдающейся жизни, он заслужил того, что о нем была написана повесть. Это произведение вышло в 13 веке, и многие люди интересуются, почему оно получило именно такое наименование.

Однако ответ на этот вопрос более прост, чем в случае с возникновением прозвища «Невский», и является вполне очевидным. Повесть рассказывает всего об одном герое произведение, а также о подробностях его жизни, его походов, сражений и т.д. И этот герой, разумеется – Александр Невский. Поэтому литературное произведение и получило такое название.

2013 Сочинение «За что в русском народе почитают Александра Невского» Автор: Щукин Максим Николаевич Руководители: Одинцова Наталия Анатольевна ГБОУ Лицей №265 Александр Невский считается в народе по праву выдающимся полководцем, великим князем, патриотом и защитником Руси. Александр Невский причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Все это говорит о любви народа к нему. Чем же запомнился Александр Ярославович своим современникам, почему память о нем жива и по сей день? Чем для нас, петербуржцев, особенно дорого и свято его имя? Заглянем в историю. В конце 30-х годов XIII века большая часть русских земель была разорена походами Батыя, устанавливалось татаро-монгольское иго. Новгородские земли избежали татарского нашествия, но они стали лакомым куском для западных соседей Руси. На берегах Финского залива стали появляться шведы, которые давно готовились напасть на Новгород. Время, когда Русь страдала от нашествия татар, показалось им наиболее благоприятным. Когда княжеская разведка предупредила об угрозе, Александр Ярославович, княживший в то время в Новгороде, проявил себя истовым защитником Земли Русской: укрепил границу Новгородской земли, выставил сторожевые отряды по берегам Финского залива и реки Невы. Летом 1240 года шведский король Эрик Картавый приказал своему полководцу Биргеру с флотом идти на Русь. Шведы прошли по Неве до впадения в нее реки Ижоры, но здесь Александр Ярославович неожиданно атаковал их. Положение было выгодным - половина вражеских войск еще оставалась в ладьях. Не выдержав натиска русских, шведы бежали и увели свой флот восвояси. Сам Александр ранил в битве Биргера. Потери наших войск оказались невелики. После этого сражения Александра стали называть Невским. Печально, что новгородцы не оценили заслуг, вскоре поссорились со своим избавителем, и Александр уехал к отцу в Переславль-Залесский. Помимо шведов, у Новгорода были и другие враги. С начала XIII века к западным границам Руси вплотную приблизились немецкие рыцари- крестоносцы, которые активно осваивали Восточную Прибалтику. На ее территории в 1237 году был образован Ливонский орден, имевший свои виды на Новгородские земли. Получив папское благословение, ливонцы начали осуществлять «Натиск на Восток»: в 1240 г. ими захвачен Изборск, вскоре немцы вступили в Псков. Передовые отряды захватчиков рыскали в окрестностях Новгорода. Испуганные новгородцы обратились к Александру с просьбой о помощи. Князь, не помня обиды (интересы государства были для него выше личных), без промедления вернулся в Новгород собирать войска. Александру удалось выбить ливонцев из Пскова, продвинувшись затем к Чудскому озеру. 5 апреля 1242 произошло знаменитое Ледовое побоище - решающая битва между русскими войсками и немецкими рыцарями. Рыцари после удара в центр русских войск оказались зажаты в тисках мощных флангов. Недалеко от места сражения в озеро впадала река, где лед легко ломался. Туда и погнал Александр немецких всадников. Тяжелые, закованные в броню рыцари, тонули в Чудском озере. Разгром крестоносцев был оглушительным. Слава о великом полководце Александре Невском гремела по всей Европе. Немцам не удалось обратить северные земли Руси в католичество. Захват этих земель привел бы к расколу государства и потере национальной культуры - в этом случае немецкие католические ордена были страшнее ордынцев. Александр Невский спас православие и тем самым русичей. После победы над ливонцами Александр Невский княжил в Новгороде. В 1247 и 1252 годах он ездил в Монголию, в первый раз к верховному хану Гуюку, а во второй - к Батыю. Батый радушно принял его и дал ярлык на великое княжение, а сам Александр побратался с сыном Батыя Сартаком. Некоторые историки не понимали такого поступка, ставили в вину Александру заискивание перед Ордой. Однако расположение хана потребуется Александру как раз в защите русских земель от повторного разорения. Хотя римский папа Иннокентий IV предлагал князю помощь в обмен на принятие католичества, Невский Приняв Александр отказался условия разделил бы католический от папы, нее. он страну на запад и оставшийся под игом восток. Князь решил отношения с налаживать монголами, добиваясь ослабления гнета. В 1255 году умер Батый. Ему на смену пришел хан Берке, который решил посчитать население Руси и брать дань по спискам. Это вызвало волну восстаний. Дабы избежать карательного нашествия, Александр сам расправился с бунтовщиками, Новгород согласился платить дань Орде. На этот раз удалось доказать Берке, что Александр сам справится и не нужно слать войск по пустякам. Но вскоре на Руси стало жить еще тяжелее. Купцы-ростовщики предложили Берке вносить всю сумму дани вперед, а затем самим собирать ее на Руси. Ростовщики выжимали из народа последнее: не сумевшим вовремя заплатить назначались огромные штрафы, неплательщиков превращали в рабов. В 1262 году против них вспыхивали восстания, но на этот раз хитрый Александр втайне подстрекал восставших. Он понимал, что Берке не станет жалеть чужеземных ростовщиков, а массовые недовольства подскажут ему о сделанной ошибке. Берке вызвал к себе в Орду Александра. Князь показал себя искуснейшим политиком - он намекал хану, что ростовщики обдирают Берке, а выгодней было бы отдать сбор дани в руки русских князей. Разумными доводами Александр убедил Берке не требовать с Руси «дани в людях» (до этого князья обязаны были посылать хану войско для участия в походах Орды). И первое, и второе Александру Невскому удалось, в результате тяжесть ига была уменьшена. В 1263 году, возвращаясь из Орды, Александр внезапно заболел. Предчувствуя скорый конец, он постригся в монахи и умер иноком Алексием. Светел и высок был его духовный подвиг. «Зашло солнце земли Русской!» - в слезах молвил собравшемуся митрополит проститься с Кирилл народу, любимым князем. Погребли Александра во владимирском монастыре, а в 1713 году его прах был перезахоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре, где он сейчас и находится. Православная церковь, помня его заслуги перед Отечеством и борьбу против введения католичества на Руси, причислила Александра Невского к лику святых. Сотни людей ежедневно приходят поклониться Великому князю, отдавая дань благодарности ему и моля защиты в праведных делах. Таким образом, русский народ почитает Александра Невского за спасение Руси от шведов и немцев, за освобождение от ордынского владычества, за защиту города Святого Петра, за верное служение православной вере. Торжественно звенят колокола Александро-Невской лавры, прославляя имя Александра Невского. Таким образом, русский народ почитает Александра Невского за спасение Руси от шведов и немцев, за отстаивание православной веры и неприятия католичества и за смягчение татаро-монгольского ига, что впоследствии делало возможным начало борьбы за освобождение Руси от ордынского владычества.