Вступление на тему война и мир. Сочинение на тему война и мир толстого. Сочинения по темам

…Характеристика различных кругов дворянского
общества идет в романе («Война и мир»)
по семьям, по родовым гнездам.
С. М. Петров

Л. Н. , что в «Войне и мире» он любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» — «мысль семейную». Но крепость семьи, сходство людей «одной породы», их нравственная близость, преемственность поколений — проблемы, над которыми великий писатель размышлял и раньше, во время работы над «Войной и миром». Гениальное произведение Толстого — это и национальная эпопея о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года, и художественная энциклопедия жизни человеческой, и дворянская «семейная хроника». Автор стремится показать читателю, что «в те времена (имеется в виду начало XIX века) так же любили, завидовали, искали истины, добродетели, увлекались страстями, была такая же сложная умственно-нравственная жизнь», как и тогда, когда он работал над книгой.

В центре повествования — несколько семей: Ростовы, Курагины, Друбецкие. Раскрываются семейнобытовые и нравственно-психологические стороны жизни той среды, которая изображена в романе. Рассказывая об этих семьях, писатель придает морали, быту, нравам гораздо большее значение, чем экономике и политике. Толстой, оценивая жизнь своих героев с нравственной точки зрения, подчеркивал определяющее значение семьи для формирования характера человека, его отношения к жизни, к себе самому.

На переднем плане, безусловно, Ростовы и Болконские. Они противопоставлены по интеллектуальному развитию, семейному укладу, особенностям быта, но одинаково дороги писателю. Семья Ростовых привлекает своей искренностью, естественностью, добротой, близостью к народу, его обычаям. Именно с этой семьей связаны самые поэтичные страницы романа: зимние святки, приезд ряженых, охота, рождественское гадание девушек, пение Наташи, ее первый бал. Все члены семьи, за исключением рассудочной и холодной Веры, очень привязаны друг к другу, умеют понять душевное состояние близкого человека с полуслова, непосредственны и добры. Им чужд холодный расчет. Все они, особенно Наташа, наделены «умом сердца «, который Толстому ближе, чем «ум ума». В то же не скрывает, любимые герои умственно заурядны, чувство у них часто заменяет мысль, поэтому «интерес подробностей чувства» в их духовной жизни заменяет интерес развития мысли. «Она не удостаивает быть умной», — говорит о «волшебнице «Наташе влюбленный в нее . И в этих словах не порицание, а восхищение необъяснимым обаянием девушки. Верный жизненной правде, Толстой показывает и недостатки этой семьи. Мы видим бедные духовные интересы Ростовых, бесхозяйственность старого графа Ильи Андреевича, капризную властность графини, эгоизм и ограниченность Николая, непостоянство Наташи, расчетливость Веры.

И все-таки только в такой семье, человечной, искренней, любящей, могло сформироваться удивительное молодое поколение: обаятельная, поэтическая Наташа, светлый, романтичный, любящий людей Петя.

Совсем иные люди — Болконские. Им в полной мере присущ «ум ума», неустанная работа мысли. Писатель отмечает и резкость, и сложность характера, и неуживчивость старого князя Николая Андреевича, его уверенность в своем превосходстве над другими людьми, семейный деспотизм; не остаются незамеченными и внешняя холодность, и чрезмерная сдержанность, и рассудочность Андрея Болконского, и аскетизм княжны Марьи. Трудные характеры, нелегко им друг с другом, но друг без друга — невозможно. В этой семье не любят красивых слов, не допускают сентиментальных объяснений. Строгий распорядок никогда, даже в день отъезда князя Андрея на войну, не нарушается; подчинение детей отцу беспрекословно. И все-таки Николай Андреевич вынужден признать, что любимый сын идет своим путем. Но в то же время отец уверен: дорога князя Андрея — «это дорога чести», уверен потому, что сам воспитывал своих детей и, никогда не отступая от своих принципов, был для них непререкаемым авторитетом. Да, он человек своей эпохи, своего класса, со всеми присущими этому классу недостатками. Хотя нет, не со всеми. Николай Андреевич — личность несгибаемая. Он честно служил, но прислуживать не стал бы никому на свете, ни ради чего. И когда князь Андрей говорит себе: «Я не могу бояться», — это звучит в нем голос отца, человека чести. Моральный кодекс Болконских — на все времена.

Их непрестанное стремление жить в ладу со своей совестью, «поиски мысли», верность своим принципам, сила чувств — качества, вызывающие восхищение и сегодня. Несмотря на очень важные, очень существенные различия и в семейном быту, и в духовной жизни, и в психологии (этим, наверное, объясняется драма Наташи и князя Андрея), Ростовы и Болконские, представляющие разные слои русского дворянства, близки автору (и читателю, разумеется, тоже) прежде всего тем, что нашли свое место в общенародной жизни, стали участниками героической борьбы русского народа против наполеоновского нашествия. В этом смысле к ним близок и Пьер Безухов, незаконный сын богатого екатерининского вельможи, знавшего в жизни только собственные удовольствия. Видимо, не случайно незаконный сын, да еще воспитанный в вольнолюбивой Европе, стал человеком, которого удостоил своей дружбы князь Андрей. Пьер не несет на себе отпечатка семейных черт графов Безуховых.

Ростовым, Болконским, Пьеру Безухову во всем противопоставлены семьи Курагиных, Друбецких, Бергов. Особенно подробно характеризует писатель два поколения семьи Курагиных, совершенно лишенных нравственного чувства, безразличных к судьбе родины и народа, не испытывающих друг к другу даже простой родственной привязанности. У членов этой семьи отсутствуют и «ум сердца», и «ум ума», зато они умеют во имя выгоды расчетливо подавлять в себе все человеческое. Об отце, князе Василии, Толстой пишет: «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми». Такими же он воспитал и своих детей, «беспокойного дурака» Анатоля и блистательную Элен. Наделенные прекрасной внешностью, они внутренне безобразны, общение с ними несет достойным людям (Пьеру, Наташе) разочарование и горе. Этим завсегдатаям светских салонов ничего не стоит сломать чужую жизнь, их никогда не мучают угрызения совести. По своим нравственным качествам к ним примыкают великосветские молчалины Борис Друбецкой и Берг, чей девиз, как и у Молчалина, — «умеренность и аккуратность».

Эти люди далеки не только от своего народа, они чужие и в среде передового дворянства. Вспомним, как делал карьеру Борис Друбецкой. А чего стоит знаменитая «шифоньерка» Берга, которой он занят в страшные часы «оставления Москвы». Жажда карьеры и богатства подавила в них (в истории жизни Бориса это видно особенно наглядно) все человеческое. В этом проявилось влияние семьи, влияние эгоистического, лишенного духовных интересов окружения. Так противопоставлены те, кто стал «дрянью александровского поколения», и те, кто составил его славу. В этом противопоставлении великий писатель отразил расслоение русского дворянства в первой четверти XIX века, которое привело к образованию в нем двух враждующих лагерей. Толстой показал, что сближение дворян с народом в дни, когда решалась историческая судьба России, или отдаление от него, служение только своим эгоистическим интересам во многом определялись семейными традициями, семейным воспитанием, нравственными устоями семьи.

Так «мысль народная» смыкается в романе с «мыслью семейной «, образуя неразделимый сплав. Вот почему тема преемственности поколений, «мысль семейная» становится одной из главных в гениальной толстовской эпопее.

Величайшее произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» основано на реальных событиях, происходивших в России в начале девятнадцатого века. Это было сложное для нашей страны время, шла война. Писатель в своём произведении описывал боевые сражения, переговоры русской и французской армий, суровых военных советов и мирной жизни. Первая часть романа-эпопеи Толстого «Война и мир» рассказывает читателю о военных действиях армии Российской империи за рубежом, которые происходили в 1805-ом – 1807-ом годах.

Писатель очень точно описывает начало этих походов. Толстой рассказывает о военном смотре, о том, как солдаты и офицеры собирались в Браунау. Они прошли длинный и непростой путь из России до самой Австрии, уставшие и грязные, валившиеся с ног воины ремонтировали одежду, снаряжение. Обувь многих офицеров не выдержала такого похода и развалилась. Кутузов представил это усталое войско военачальникам-австрийцам, надеясь, что они увидят, что войско россиян не способно в таком плачевном состоянии отправиться для соединения с австрийской армией. Толстой не случайно описывал эту сцену в своём произведении. Как простым солдатам, так и офицерам непросто было понять, почему и за что они должны воевать.

Видно, что автор в «Войне и мире» хотел показать, насколько страшное это явление – война, и ему это удалось! В войне нет никакого смысла, и она уносит жизни тысяч, а то и миллионов ни в чём неповинных людей. Она настолько жестока и несправедлива, что трудно описать это ужасное явление словами. И на протяжении всего своего произведения Толстой периодически напоминает своим читателям об этом. Автор делает акцент именно на крови и человеческих страданиях.

Среди главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» - Николай Ростов. Впервые в жизни он оказался на поле боя, ему пришлось столкнуться со смертью, кровью и нечеловеческой жестокостью. В юности Ростов представлял себе войну совсем другой, в романтическом свете, он мечтал о войне и подвигах, совершенно не думая о реалиях войны. Он считал, что сможет проявить себя на поле боя, заслужив уважение боевых товарищей. Но в результате первой же атаки его отношение к войне изменилось, он понял, что в ней нет ни капли романтики, что война – это ужас, кровь, смерть и искалеченные судьбы. В первом же сражении Николай Ростов потерял лошадь и был ранен в руку. Всё происходящее напоминало Ростову страшный сон. Молодой воин сбежал, и он очень жалел о своём решении пойти на войну.

Автор романа «Война и мир» восхищается отвагой и героизмом солдат и офицеров армии России, которые бесстрашно шли на войну и боролись на австрийских полях сражений до конца. При этом Лев Толстой очень хочет, чтобы на земле больше никогда не было войны. Толстой был настоящим гуманистом, и всё своё творчество он посвящал миру во всём мире.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Война и мир» читают:

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.
С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.
“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.
В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Невозможно в литературе встретить героя, который бы не мечтал. Иногда мечты становятся стимулом в жизни и помогают герою совершать смелые поступки, иногда они поглощают человека, сводят с ума, мешают разглядеть настоящую жизнь. Грёзы могут быть связаны с высокими идеалами или материальными ценностями. А еще они не могут существовать вне контекста реальности, они порождаются ею, но когда мечта и действительность сталкиваются, то личность может ждать разочарование. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» есть множество примеров того, как желания становились для героев путеводными звездами, но рассыпались в прах при попытке их реализовать, и как помогали им познать себя и найти правильный путь.

  1. Андрей Болконский был женат, богат, знатен, скоро у него должен был родиться ребенок, но мужчина не был счастлив, он искал большего. Князь горд и тщеславен, Наполеон — его кумир, и он тоже хочет найти свой «Тулон», он жаждет славы и признания, которые может достичь с помощью героических подвигов на войне. Но из-за своей мечты он совсем не ценил простую жизнь с людьми, которые его любили. Только оказавшись на поле Аустерлицкого сражения, получив ранение, он вдруг осознал, как ничтожно было то, чего он жаждал. Война и подвиги перестали казаться ему верхом блаженства, синее небо, как символ вечной, спокойно текущей жизни, так резко контрастировало с тем хаосом, происходящем на поле. Стремление к славе наполняло бытие героя смыслом, но только на поле боя, при столкновении с реальностью, Андрей осознал, что мечта его бессмысленная, он перестает идеализировать Наполеона, из-за которого и началась эта война, отказывается от своих тщеславных мечтаний и возвращается домой.
  2. Мечты о военных подвигах были и у Николая Ростова. Когда началась война, Николай оставил учебу в университете и решил защищать Отечество. Он не был тщеславен, как князь Андрей, но он был очень пылок, упорен в своем намерении сокрушить врага, ему был неведом страх. Он начинает военную службу с низших чинов, усердно служит, его любят товарищи. Именно в армии он мужает, узнает о понятии коллективной чести. Но во время его первого сражения (Шенграбенское сражение), Николай получает ранение в руку. Это выводит его из эйфории, вызванной волной патриотизма, ему становится страшно, кажется, за все время службы герой впервые задумывается о смерти. Он не может понять, как кто-то может желать ему смерти, и сам он не способен убить человека. Боец бросает в противника свое оружие и убегает с места сражения. Нельзя сказать, что Николай стал трусом, просто он жил в своих мечтах, где смерть не пугала его, реальность внесла коррективы в его воображение, сделала его взгляд на жизнь более трезвым. Герой продолжил служить, но уже не бросался так бездумно в бой. Таким образом, грёзы всегда проходят проверку на прочность, воплощаясь в жизнь.
  3. Если каких-то героев реальность отрезвляет, убирает с их глаз мечтательную пелену, то кого-то жизнь способна наказать за слишком большие заблуждения. Так случилось с юным Петей Ростовым. Мальчик рос в годы войны, перед его глазами был пример брата, который служил, да и патриотические настроения, витающие вокруг, не могли не повлиять на юношу. Петя решителен, беспокоится о судьбе Отечества. Но все же ему хочется проявить себя, прославиться, он «не пропустит какого-нибудь случая настоящего геройства». Ростовы все же отпускают Петю служить. В 1812 году он принимает участие в сражении под Вязьмой, в котором ослушивается приказа генерала и бросается прямо под огонь противника. В этот раз он не пострадал. Он получает жесткий выговор от генерала, но вместо того, чтобы теперь слушаться своего командира, он с Долоховым и Денисовым атакует французов. Шальная пуля попадает ему в голову, и он мгновенно умирает. Петя мечтал о славе, геройстве, он не боялся войны, не осознавал весь ужас этого явления. За это судьба покарала его: в реальности война — не место для исполнения мечтаний, а страх и боль. Недооценив реальность, Петя погиб, так и не исполнив свою мечту.
  4. Кроме военных мечтаний, в произведении есть и «мирные» мечты. Например, мечты Пьера Безухова. Пьер – герой поиска. Он чувствует в себе силы и стремление, но долгое время не знает, куда применить себя. Он влюбляется в Элен Курагину, но женившись на ней, понимает, что совершил ошибку. Он становится масоном, что помогает ему на какое-то время прийти в согласие с самим собой и обрести цель. Пьер верит в масонские идеалы и действительно желает усовершенствовать мир, но в реальности масонское братство не так много делает для этого, а больше внимания уделяет внешним атрибутам. Затем мечтает о хозяйственных реформах и улучшении жизни крестьян, но люди его не понимают. В поисках себя он отправляется даже на войну и после этого мечтает убить Наполеона. Герой много мечтает, и каждый раз прикладывает усилия для исполнения грёз. Но желания часто выглядели хорошо только в его сознании, при реализации все его планы сильно видоизменялись, искривлялись, теряли значимость. Герой осознал, как сложно сделать то, что ты представляешь в воображении. Но все же путем проб и ошибок, Пьер понял, что в жизни действительно нужно и важно, и в итоге стал счастлив. Иногда мечты воплощаются в реальность не в том виде, как нам бы хотелось, но если не просто мечтать, а прикладывать усилия, испытывать и познавать себя, то обязательно добьешься счастья.
  5. Иногда мечте не суждено сбыться, даже если ты все для этого делаешь. Соня — бедная родственница, живущая на попечении Ростовых. Ее мечта – выйти замуж за Николая. Она верна ему, она отказывает Долохову, когда тот хочет на ней жениться. Но ее мечте не суждено сбыться. Николай женился на сестре Андрея Болконского, Марье. Это брак был по любви, но и материальный расчет присутствовал. Княгиня убедила Соню написать мужчине письмо, в котором она освобождала его от обещания жениться на ней. Она сделала это, потому что знала, что брак Николая с богатой наследницей может спасти положение семьи. Чувство долга и внешние обстоятельства заставили молодую девушку отказаться от любви и навсегда убить свою мечту о счастливой жизни с Николаем. Даже если человек прикладывает все душевные силы для исполнения своего желания, то иногда он должен отказаться от него из-за жестоких условий реальности.
  6. В «Войне и мире» немало примеров, которые можно привести в рамках данного направления, и если вам не хватило аргументов, напишите в комментариях, добавим.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизнь каждого человека построена на достижении больших и малых целей, которые каждый ставит сам. Чтобы чего-то достичь приходится много трудиться, чем-то жертвовать. Из ничего не может вырасти дерево, построиться дом. Таким образом, цели – это ориентиры, по которым человек следует всю свою осознанную жизнь, выполняя при этом большую работу. Легко ли найти своё истинное предназначение? Ради чего живет человек? Что побуждает людей стремиться к своей цели? На какие средства стоит идти ради достижения мечты? Многие писатели пытались ответить на эти вопрос в своих произведениях.

Лев Николаевич Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» описал жизнь общества в девятнадцатом веке.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Автор показал нам, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов ищут ответы на вопросы: как жить, чему посвятить себя в жизни. Смысл своего существования герои находят в счастье жить полнокровной жизнью, исполняя высокое назначение человека, в счастье единение с народом в годину бедствия и в постоянном внутреннем обновлении.

Наташа – аристократка с рождения, но она очень близка к народу. Ей симпатичны народная музыка, песни и танцы. Девушку с детства не волнует мнение окружающих. Это не означает, что она эгоистична, совсем нет, она обладает духовной свободой, которая ограничивается не светскими требованиями, а нравственными законами. Самым сильным чувством для Наташи на протяжении всего романа является любовь. Любовь к Родине, отцу и матери, к Андрею, а позже к Пьеру.

Путь искания Наташи Ростовой проходит через тяжкие испытания. Она была обманута Анатолием Курагиным, неудачно пыталась сбежать с ним из дома, тем самым перечеркнула чистую любовь к князю Андрею. Девушка после всех этих бед продолжила жить. Но она пока еще не нашла свою истинную цель. Наташа во время войны 1812 года решает отложить все свои желания. По настоянию Наташи все подводы семьи Ростовых были отданы не на перевозку имущества, а на вывоз раненых солдат из охваченной огнем и осаждённой противником Москвы. Могла ли Наташа поступить иначе? Нет, эта добрая, патриотичная девушка не способна поставить материальные богатства выше человеческих жизней. Результатом этого поступка, цели, которую поставила перед собой героиня, стали выжившие русские офицеры и солдаты. Это достойный результат!

По мнению автора, счастье девушки, ее конечная цель заключается не в общественной деятельности, а в исполнении высокого назначения быть женой и матерью. Наташа выходит замуж за Пьера Безухова. Теперь, все действия героини направлены на семейную жизнь. Эта цель имеет огромное значение в жизни всего общества. Силы, потраченные на воспитание ребенка, поддержание семейного очага, стоят того, так как дети – это наше будущее!

Все герои романа находятся в постоянном обновлении, так Андрей Болконский проходит через тяжелые испытания, ошибки, заблуждения, прежде чем находит своё предназначение в этой жизни. В начале романа князь желает вырваться из надоевшей светской жизни. В тот момент он поставил себе цель - совершить подвиг, чтобы прославиться, как его кумир, Наполеон. Слава для него – это не только признание народа, но и желание сделать для других что-то хорошее, испытать себя, как мужчину. Стремясь к этой цели, он выбирает не правильные средства. Герой переоценивает свои возможности и идет на верную гибель под Аустерлицем. В безумной погоне за славой Андрей получает тяжелое ранение. С другой стороны, этот поступок поднял боевой дух наших войск, но стал губительным для самого героя.

В первом же своём сражении герой расстается с двумя своими ошибочными целями: желанием прославиться одним лишь своим подвигом и стать похожим на Наполеона. Долго Андрей не мог найти своё предназначение, свою истинную цель. Последствием такого душевного переворота стала закрытость героя, он уходит в себя.

Пройдя путь пробуждения, князь Андрей приходит к выводу, что нужно жить и любить. События 1812 года стали переломным моментом в жизни всех героев романа, в том числе и Андрея. Все свои личные проблемы, желания он ставит на второй план. Главной целью в эти годы для него становится защита своей Родины. Он уже не мечтает прославиться, его не волнует его жизнь. «Жить, помогая людям, понимать их, слить свою жизнь воедино с жизнью народа» - вот новый идеал, к которому стремится князь Андрей.

Таким образом, можно выделить два пути искания своего истинного предназначения. Первый, совершать ошибки, ставя перед собой ложные и низменные цели, при достижении которых тебе самому будет неприятно смотреть на результат проделанной работы. Второй, идти «в ногу с народом», не переоценивать себя, делая небольшие, но положительно настроенные шаги в сторону своей мечты, своего предназначения. И в итоге, пройдя все трудности и заблуждения, найти ответ на вопрос: «Ради чего я живу и что могу сделать для окружающих меня людей?».